Юзабилити (usability) сайта – ключевой параметр, подразумевающий удобство пользования и комфортность пребывания на интернет-площадке. От него зависит, сформируется ли у сайта целевая аудитория или же, наоборот, число активных посетителей уменьшится.
Сегодня SEO-продвижение включает в себя анализ юзабилити сайта и внедрение новых идей для его улучшения.
Безусловно, угодить всем пользователям невозможно, поскольку у них разные вкусы и цели посещения ресурса, однако можно выделить общие черты поведения и придерживаться основных принципов юзабилити при создании сайта:
Простота оформления. Сайт должен быть максимально простым и интуитивно понятным для пользователя. Это поможет человеку легко сориентироваться на страницах, запомнить расположение основных структурных элементов и без труда их найти при последующих посещениях.
Удобная навигация. Основные разделы лучше располагать горизонтально в верхней панели сайта, а дополнительные – вертикально, желательно слева – так как чтение происходит слева направо, и взгляд сразу падает на левую часть веб-страницы (у читающих на иврите и арабских языках – наоборот).
Минимум ошибок в работе. Ресурс должен быть доступным 24/7 без сбоев, но на всякий случай страницу 404 следует грамотно оформить.
Шапка сайта. Попадая на сайт, посетитель в первую очередь обращает внимание на шапку. В ней необходимо прописать важную информацию, которая может понадобиться пользователям (разделы/услуги/категории товаров, контакты, условия доставки и оплаты и т.д.).
Свободное место. Страницы, полностью загруженные информацией, плохо воспринимаются, так как тексты на них некомфортно читать, сложно выделить главное. Поэтому на сайте следует оставлять свободное пространство, а текст оформлять с удобным для чтения междустрочным интервалом.
Качество контента. Контент на сайте должен содержать полезную информацию и отвечать поисковым запросам пользователей. Хорошо воспринимается текст, имеющий четкую структуру, маркированные списки и небольшое количество картинок. При этом лучше избегать стоковых изображений, которые нередко вызывают раздражение.
Внутренний поиск. Наличие функции поиска по сайту существенно облегчает подбор информации, особенно, если речь идет об интернет-магазине или другом многостраничном ресурсе.
Скорость загрузки. Сайт должен загружаться за считанные секунды, никто не будет ждать долго, потому что проще перейти по ссылке на другой ресурс.
Что такое релевантность
Юзабилити сайта можно улучшить, уделив внимание влияющим на него параметрам. Таких достаточно много, поэтому мы остановимся на наиболее важных.
Улучшение юзабилити сайта нужно начинать с проверки скорости загрузки. По собственному опыту не трудно догадаться, что пользователи не склонны к долгому ожиданию, даже если информация, размещенная на сайте, им действительно нужна. Время – деньги.
Кроме того, согласно исследованиям Microsoft, рост продаж и удовлетворенность пользователей напрямую зависят от времени отклика сайта. Оптимизировать скорость загрузки страниц можно с помощью разных инструментов, в числе которых YSlow, Page Speed от Yahoo и Google соответственно.
Дизайн сайта отображает суть компании и сферу ее деятельности. Посетитель с первого взгляда должен понять, что попал в магазин мебели или строительных услуг.
Важно тщательно продумать дизайн сайта, логотип, набор фирменных цветов. Слишком яркие и насыщенные краски утомляют глаза, вызывают головную боль и в результате заставляют покинуть ресурс. В соответствии с тематикой следует заполнить страницы, а также реализовывать все конструктивные элементы.
Гармоничное оформление визуально привлекает посетителей, дает первичную информацию, удовлетворяет эстетические потребности и внушает доверие. Следовательно, пользователь дольше задерживается на страницах ресурса, тщательнее изучает их и делает заказы.
Повышение юзабилити невозможно без грамотного размещения информации, будь она в тексте, картинках или на баннерах. Не стоит перегружать сайт большим количеством иллюстраций, анимированных баннеров, больших и маленьких текстов, практиковать массу всплывающих окон и стремиться заполнить пустое место рекламой.
Нужно проследить, чтобы контент располагался свободно, оставалось достаточно пространства – так гораздо легче и приятнее воспринимать информацию. Также на это в значительной мере влияет шрифт текста. Не следует останавливаться на слишком мелком или вычурном варианте. Слова должны легко читаться, без увеличения масштаба страницы и пристального всматривания.
Важно обратить внимание на цвет шрифта и фона – они должны гармонировать и дополнять друг друга.
Больший интерес у пользователей вызовет сайт, на котором легко ориентироваться. При беглом осмотре главной страницы важно сразу заметить, какую информацию и в каком разделе можно получить. Для этого лучше разместить меню на каждой странице сайта, чтобы было удобно делать переходы в разделы без возврата на главную.
Положительно на улучшение юзабилити сайта влияет навигационная цепочка (хлебные крошки). Она позволяет посетителю видеть, в каком подразделе он находится и свободно «путешествовать» по ресурсу.
Пользователь задержится на сайте, если контент будет соответствовать его потребностям. Поэтому материалы должны содержать полезную информацию, быть уникальными и релевантными. Самое важное следует разместить в левом верхнем углу, чтобы привлечь внимание посетителей.
Положительное влияние оказывает обращение к пользователю. Оно создает впечатление, что о человеке помнят и заботятся, хотят помочь с покупкой. Поэтому важно использовать призывы типа «Подпишитесь на рассылку», «Оформите заказ», «Задайте вопрос».
На улучшение юзабилити влияет наличие обратной связи с пользователями. Можно создать блоки «Вопрос-ответ», «Комментарии», «Отзывы», «Форум», где посетители смогут получить нужную информацию, высказать мнение, получить совет. Такой метод повысит вовлеченность пользователя, заставит вернуться его на сайт еще раз.
Сегодня все больше людей используют планшеты и смартфоны, поэтому ресурс обязательно должен быть адаптирован под мобильные устройства. При этом важен не только корректный вид сайта на портативных гаджетах, но и понятное меню, легко читаемые тексты.
Для улучшения юзабилити, кроме перечисленных параметров, также важно обратить внимание на:
Все пункты следует создавать с мыслью о минимальном количестве действий и максимальном комфорте пользователя.
К сожалению, далеко не всегда юзабилити сайта оптимизируется корректно. Некоторые промахи приводят к тому, что число посетителей не только не увеличивается, но и начинает уменьшаться.
В число наиболее распространенных ошибок входят:
Если при создании сайта следовать принципам юзабилити и избегать перечисленных ошибок, вам удастся увеличить трафик, сформировать целевую аудиторию и вскоре конвертировать ее в постоянных клиентов.
У вас есть идеи и советы, помогающие повысить юзабилити сайта? Поделитесь с нами в комментариях!
Комментарии (3)
Гарна стаття. Прочитавши її зрозумів що мені ще є над чим працювати у своєму блозі.
Спасибо за информацию!!!!!
С интересом прочитала!Спасибо)