Что такое юзабилити сайта

Шутка о UsabilityЧасто можно услышать выражения «юзабилити сайта» или «юзабилити интернет-магазина». Что означает это понятие, какое оно имеет значение для продвижения и раскрутки сайта, как его можно оценить или измерить?

Юзабилити (usability) — в буквальном переводе с английского означает возможность использования, годность для использования. Юзабилити отражает уровень удобства сайта для пользователя, простоту достижения им определенных целей на сайте. Юзабилити сайта влияет на то, насколько сайт выполняет свои задачи, насколько он прост и понятен для пользователей.

 

Навигация — часть юзабилити

Наиболее важной частью юзабилити является организация навигации — перемещения по сайту. От того, насколько просто пользователю найти что-то на вашем сайте, зависит удобство его использования. Чем удобнее для пользователей будет ваш сайт, тем больше он продаст.

Примеры элементов навигации (выделены красными стрелками):

Навигация - важный элемент юзабилити

Как измерить юзабилити

1.    Отказы. Кажется, что оценка юзабилити – очень субъективна и не подлежит измерению и выражению в цифрах. На самом деле, есть ряд показателей, измеряемых системами статистики посещаемости сайта, такими как Google Analitycs или Яндекс.Метрика, которые отражают удобство использования сайта.

Если пользователь по поиску пришел на страницу сайта и тут же ушел и продолжил поиск по тому же запросу, поисковая система Google или Яндекс делает вывод, что на посещенной странице пользователь не нашел ответ на свой запрос. Косвенно, такое поведение отражено в показателе отказов.

2.    Достижение цели. Если пользователь пришел на сайт или в интернет-магазин и легко нашел то, что искал, и совершил необходимое действие – значит юзабилити сайта соответствует задачам сайта или интернет-магазина.

Юзабилити интернет-магазина: кнопка Купить!
Если пользователь может найти товар или услугу, то он может купить ее, и наоборот, не смог найти – нет шанса купить.

В системах статистики можно настраивать и отслеживать достижение пользователем цели. Целью может быть – заказ с сайта, оплата через сайт, подписка на рассылку  или другое действие. Целевое действие на сайте называется конверсией.

Средний процент конверсий по Украине: из 1000 посетителей сайта примерно 10 совершают оплату за товар или услугу.

Настройте самостоятельно или закажите настройку отслеживания конверсий для вашего сайта и за несколько месяцев вы получите собственные данные.

Тестирование юзабилити сайта или интернет-магазина

Есть 3 распространенных пути исследования удобства использования сайта.

1.    Фокус-группа. Специально подобранной группе потенциальных пользователей сайта дают практическое задание в присутствии исследователей выполнить реальную задачу на сайте или в интернет-магазине, например, найти что-то и купить.  Фокус-группы дают возможность не только увидеть поведение пользователя, но и расспросить его.

2.    AB–тестирование.  Во время тестирования все посетители сайта видят или один(A), или другой(B) вариант страницы, которые отличаются каким-то одним управляющим элементом, например, кнопкой «купить». По статистике нескольких тысяч посетителей вариантов А и В делают вывод какой вид кнопки приводит большему числу продаж или других конверсий. Лучший из двух вариантов принимается как основной и считается вариантом с лучшим юзабилити.

3.   Вебвизор или Google Eye. Изучение «видео»-записи поведения некоторых пользователей на интересующей вас странице. Для таких исследований чаще всего используется Яндекс. Вебвизор.  Наблюдая запись движения пользователя по странице иногда можно выявить причины низких продаж со страницы, которые не были выяснены первыми двумя способами.

Есть ли какие-то стандарты юзабилити

Базовые принципы юзабилити сайтов были сформулированы в 90-х годах прошлого века бывшим сотрудником Sun Microsystems Якобом Нильсеном. Он считается пионером и авторитетом в этой области интернет-маркетинга, а также автором одного из 3-х признанных подходов к оценке юзабилити — подходом Якоба Нильсена и Дональда Нормана. Второй распространенный подход принадлежит английской школе интернет-маркетологов: подход Тима Амблера, ведущего маркетолога Лондонской бизнес-школы. Третий подход формализован в виде международного стандарта ISO 9241.

Разница в результатах оценки по любому из этих методов незначительна и позволяет сформулировать рекомендации, что нужно сделать с сайтом, чтобы он был более удобным для пользователей.

Что нужно сделать для улучшения юзабилити вашего сайта

Закажите профессиональную оценку юзабилити вашего сайта и вы получите рекомендации по его улучшению. Если у вас еще не настроены системы статистики на отслеживание целей, если у вас не подключены Вебвизор или Google Eye — сделайте настройку самостоятельно или обратитесь к специалистам. Вы сможете следить затем, как ведут себя пользователи на вашем сайте, что даст вам идеи, как сделать его более удобным и продающим.

Поделитесь с друзьями

Комментарий (1)

  • Олег Reply

    От удобства использования сайта зависит количество посетителей, которые будут посещать его. Если все интуитивно понятно и к нужной информации можно легко добраться, то такой сайт будет популярен.

    24.03.2016 at 23:31

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *