Что такое стартап?

Термин «стартап» — начало процесса — впервые использовался в 1976 году в журнале Форбс. Классическим определением стартапа считается следующее: стартап — компания, основанная только что, которая находится в стадии развития и строит бизнес, основываясь на инновационных идеях и новых технологиях. Часто стартап характеризует недостаточность финансирования и неопределенное положение на рынке.

стартап

История появления стартапов

Первые упоминания термина датируются 1939 годом. Тогда в США, в Сан-Франциско, были сконцентрированы фирмы, специализирующиеся на IT-разработках. Студенты инноваторы Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт назвали свой проект стартапом, который перерос в крупнейшую компанию Хьюлетт-Паккард.

Ошибочно все интернет-проекты с изюминкой сегодня именуют стартапами. Это связано с успешностью некоторых известных стартапов, таких как:

  • Социальные сети Фейсбук, Вконтакте, Одноклассники. При этом, только первый действительно является стартапом (оригинальная идея и свободная ниша). Два других — удачные копии, получившие успех только в Рунете.
  • Постоянно растущая интернет-энциклопедия Википедия.
  • Крупнейшая база видеороликов YouTube.
  • Популярнейший сервис хранения фото Flickr.
  • Платформа передачи сообщений Twitter.

Понятие стартапа относится ко всем сферам производства не только к сфере IT.

Ошибочно стартапом называть и продукт или результат разработки. В этом ключе, стартап — это фирма, которая выпускает продукт или фирма, осуществляющая разработку.

Успех стартапа

успех стартапа

Медлительность крупных компаний в вопросе разработки новых продуктов (услуг) обуславливает успех и перспективность дальнейшего роста количества стартапов на рынке. Мобильные и быстрые фирмы продвигающие новаторские проекты составили весомую конкуренцию корпорациям.

Успешность стартапа зависит в первую очередь от новаторской идеи, лежащей в его основе. Именно за инновацией, существующей на бумаге в виде четкого плана, гоняются инвесторы, готовые вкладывать в ее разработку большие деньги. Кроме инновационности, идея должна быть востребованной для потребителя, нести конкретную пользу.

Успешность стартапа зависит от возраста стартаперов, увлеченности делом и упорства в достижении цели. Слаженная и профессиональная команда, работающая на единый результат — залог успеха стартапа. Финансирование стартапа — ключевой фактор, влияющий на его успешное развитие.

Финансирование стартапа

Финансирование стартапа предполагает прохождение нескольких этапов, с увеличением стоимости компании между инвестиционными раундами. В работе Пола Грэма «Как проинвестировать стартап» описаны этапы финансирования стартапов:

  • Посевные инвестиции — начальный этап, где в роли инвесторов выступают сами основатели и их родственники, друзья. Средства расходуются на аренду помещения, бизнес-план и разработку прототипа продукта. Редко инвестором на этом этапе выступает венчурный фонд.
  • Ангельские инвестиции — этап, когда деньги вкладывают частные инвесторы — бизнес-ангелы. Они получают место в совете директоров, приобретая возможность блокировать те или иные решения основателей. На этом этапе расширяется штат сотрудников и завершается работа над первоначальной версией продукта, появляются первые последователи (клиенты).
  • Раунд «А» — этап, на котором привлекаются средства венчурных фондов. Это уже компания, которая имеет работоспособный продукт, круг клиентов и планы развития. Возрастают суммы инвестиций, а вместе с ними — структура компании.

Дальше могут следовать раунды «B», «C» и так далее. Все зависит от целей проекта.

Поиск инвестора для стартапа

success

Поиск инвестора — главный вопрос стартаперов. Продуктивным методом поиска является участие в конференциях и форумах, конкурсах стартапов и мероприятиях по инвестированию. В этих мероприятиях принимают участие большое число как стартаперов, так и инвесторов, готовых вкладывать деньги в интересные проекты.

Здесь можно получить анализ вашего проекта от лидеров рынка, найти партнеров и полезные знакомства. Кроме мероприятий, можно публиковать объявления на специальных сайтах и форумах, выставлять проекты на биржах стартапов.

Стадии развития стартапа

Первая стадия стартапа — Pre-startup

Включает период от зарождения идеи до выхода готового продукта на рынок. На этом этапе есть идея, но нет четкого представления о технической реализации и продвижения продукта. Происходит анализ рынка и потребителей, пишется план стартапа, тестируется прототип и осуществляться поиск инвесторов.

Вторая стадия — работа с прототипом

Написание технического задания и проектирование интерфейса. На этом этапе создается работающий продукт, поочередно запускаются его альфа-версия (тестирование продукта и внесение изменений), закрытая бета-версия (апробирование продукта некоторым количеством пользователей, осуществление доработок), публичная бета-версия (умеренное привлечение клиентов и заключение с ними договоров).

Третья стадия — запуск проекта

Запуск товара, услуги в производство или начало массового использования.

Четвертая стадия — Startup стадия

Первоначальный период работы проекта, имеющий период роста (завоевание ниши) и период расширения (занятие новых ниш).

Пятая стадия — выход из бизнеса инвесторов

А также бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, или прекращение бизнеса и банкротство.

Иногда стартапы перескакивают некоторые этапы, но общее направление развития компании выглядит таким образом.

В книге «Четыре шага к озарению» Стивена Бланка, выделяется 4 этапа развития стартапа, основанный на потребностях потребителей:

1. Выявление потребителей — на этом этапе выявляются потенциальные клиенты и строятся гипотезы о том, как можно решить их проблемы при помощи вашего продукта (услуги).

2. Верификация потребителей — происходит проверка поставленных гипотез и осуществляется подготовка плана продаж и маркетинговой стратегии, происходит поиск первых последователей.

3. Привлечение потребителей — этап, на котором стартап переходит к продаже своего продукта и инвестированию в маркетинг.

4. Создание компании — этап создания формальной структуры и бизнес-процессов последующего развития.

Видео - Топ 10 самых лучших стартапов в мире

Ошибки стартапов

Не имея достаточного опыта в управлении и налаживании связей, стартапы часто терпят неудачу, теряя гениальные идеи. Выделяют типичные ошибки стартапов:

Действие в одиночку, не прибегая к профессиональной помощи друзей и других лиц.

Игнорирование интуиции.

Отсутствие гибкости и запасного плана.

Экономия на бизнес-плане, который определяет развитие компании в долгосрочной перспективе.

Боязнь или недооценка конкурентов.

Непродуманный найм сотрудников.

Неправильное управление деньгами.

Неудачное месторасположение компании.

Несвоевременность запуска стартапа.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *