Термин «стартап» — начало процесса — впервые использовался в 1976 году в журнале Форбс. Классическим определением стартапа считается следующее: стартап — компания, основанная только что, которая находится в стадии развития и строит бизнес, основываясь на инновационных идеях и новых технологиях. Часто стартап характеризует недостаточность финансирования и неопределенное положение на рынке.
Первые упоминания термина датируются 1939 годом. Тогда в США, в Сан-Франциско, были сконцентрированы фирмы, специализирующиеся на IT-разработках. Студенты инноваторы Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт назвали свой проект стартапом, который перерос в крупнейшую компанию Хьюлетт-Паккард.
Ошибочно все интернет-проекты с изюминкой сегодня именуют стартапами. Это связано с успешностью некоторых известных стартапов, таких как:
Понятие стартапа относится ко всем сферам производства не только к сфере IT.
Ошибочно стартапом называть и продукт или результат разработки. В этом ключе, стартап — это фирма, которая выпускает продукт или фирма, осуществляющая разработку.
Медлительность крупных компаний в вопросе разработки новых продуктов (услуг) обуславливает успех и перспективность дальнейшего роста количества стартапов на рынке. Мобильные и быстрые фирмы продвигающие новаторские проекты составили весомую конкуренцию корпорациям.
Успешность стартапа зависит в первую очередь от новаторской идеи, лежащей в его основе. Именно за инновацией, существующей на бумаге в виде четкого плана, гоняются инвесторы, готовые вкладывать в ее разработку большие деньги. Кроме инновационности, идея должна быть востребованной для потребителя, нести конкретную пользу.
Успешность стартапа зависит от возраста стартаперов, увлеченности делом и упорства в достижении цели. Слаженная и профессиональная команда, работающая на единый результат — залог успеха стартапа. Финансирование стартапа — ключевой фактор, влияющий на его успешное развитие.
Финансирование стартапа предполагает прохождение нескольких этапов, с увеличением стоимости компании между инвестиционными раундами. В работе Пола Грэма «Как проинвестировать стартап» описаны этапы финансирования стартапов:
Дальше могут следовать раунды «B», «C» и так далее. Все зависит от целей проекта.
Поиск инвестора — главный вопрос стартаперов. Продуктивным методом поиска является участие в конференциях и форумах, конкурсах стартапов и мероприятиях по инвестированию. В этих мероприятиях принимают участие большое число как стартаперов, так и инвесторов, готовых вкладывать деньги в интересные проекты.
Здесь можно получить анализ вашего проекта от лидеров рынка, найти партнеров и полезные знакомства. Кроме мероприятий, можно публиковать объявления на специальных сайтах и форумах, выставлять проекты на биржах стартапов.
Иногда стартапы перескакивают некоторые этапы, но общее направление развития компании выглядит таким образом.
В книге «Четыре шага к озарению» Стивена Бланка, выделяется 4 этапа развития стартапа, основанный на потребностях потребителей:
1. Выявление потребителей — на этом этапе выявляются потенциальные клиенты и строятся гипотезы о том, как можно решить их проблемы при помощи вашего продукта (услуги).
2. Верификация потребителей — происходит проверка поставленных гипотез и осуществляется подготовка плана продаж и маркетинговой стратегии, происходит поиск первых последователей.
3. Привлечение потребителей — этап, на котором стартап переходит к продаже своего продукта и инвестированию в маркетинг.
4. Создание компании — этап создания формальной структуры и бизнес-процессов последующего развития.
Не имея достаточного опыта в управлении и налаживании связей, стартапы часто терпят неудачу, теряя гениальные идеи. Выделяют типичные ошибки стартапов: