Что такое релевантность?

Релевантность, как термин, произошел от латинского слова relevo, что в переводе на русский язык означает «облегчать» или «поднимать». Смысл, вкладываемый в это понятие, довольно прост – это степень соответствия результатов выдачи запросу, который задал пользователь.

В техническом смысле релевантность означает величину соотношения ключевых слов или фраз, содержащихся в тексте и воспринимающего его поисковыми системами как соответствующим заданному запросу.

В процессе развития мировой сети Интернет появилось множество сайтов, и такой показатель как релевантность играет огромную роль в поисковой оптимизации.

Суть релевантности

Стремительное появление большого количества сайтов обусловила необходимость их сортировки по «полезности». На один запрос может прийти сотни тысяч ответов и проблема выбора в связи с этим стала актуальной. В этом и состоит главное предназначение релевантности – в отделении ресурсов, несущих формальное соответствие запросу без смысловой нагрузки от сайтов, на которых информация будет максимально соответствовать запросу.
Основываясь на результатах выдачи релевантности и формируется поисковая выдача. Сначала показатель релевантности определялся частотой ключевиков в тексте, в мета-тегах и даже шрифтах. Однако, по причине возникновения дорвеев появилась необходимость в усовершенствовании внешних параметров, характеризующих соответствие сайта введенному запросу.

Алгоритм определения релевантности

Алгоритм определения уровня соответствия результата введенному запросу может быть разным для каждого поисковика. Но при всем различии они работают на принципах, используя набор основных критериев, одинаковых для всех.

Внутренние критерии

Это основа поисковой оптимизации. Если придерживаться этих правил, релевантность стремительно увеличится:

  • частота употребления ключевых слов в тексте (или их частота)
  • расположение ключевиков, а именно, в каком месте текста они находятся
  • соответствия метатегов
  • похожесть поискового запроса фрагменту текста
  • регулярность обновления страниц (даже если в результате релевантности запроса посещаемость высока, важно регулярно обновлять контент, размещая новые, интересные или полезные материалы)
  • объем контента
  • внутренняя перелинковка
  • обязательность присутствия наряду с ключевыми словами или фразами их синонимов
  • близость расположения в тексте ключевых слов друг к другу
  • Кроме этого, следует вспомнить о присутствии ключевых слов в заголовке текста.

Внешние критерии

Основополагающим правилом внешних критериев является цитируемость или популярность ссылок. Смысл заключается в том, что если сайт пользуется достаточно высокой популярностью, то существует достаточное количество других ресурсов, ссылающихся на эту страницу. Чем выше количество таких ссылок, тем выше авторитет сайта.

Уровень цитируемости определяется каждой поисковой системой индивидуально, но объединены они одним принципом, который стал основополагающим при образовании известных мировых поисковиков.

К внешним критериям относятся:

  • частота запросов по ссылке или уровень цитируемости
  • количество обращений по запросу
  • трафик ресурса
  • возраст домена

Релевантность и пертинентность

Пертинентность – это соответствие выданного поисковой системой результата запросам пользователя в оценочном восприятии. Другими словами, — соотношение полученной информации и полезной информации.

Основное различие пертинентности от релевантности состоит в том, что релевантность оценивается абстрактными критериями. Зачастую на поисковый запрос приходит множество ответов, релевантность высока, а пертинентность совершенно ничтожна. И это результат неумения пользователя правильно сформулировать вопрос, исходя из своих требований.

Тем не менее, пертинентность несет определенную полезность пользователю, стимулируя его к более глубокому изучению свойств поисковых систем. Теперь, если пользователь захочет посмотреть интересный фильм, он не станет вводить запрос «интересное кино», а сформулирует ее с учетом релевантности – «смотреть новые фильмы онлайн».

Работа над повышением релевантности и пертинентности постоянно идет путем совершенствования алгоритмов выдачи запросов. Но даже самый строгий критерий пока не в состоянии наделить поисковые системы параметрами искусственного интеллекта.

Поделитесь с друзьями

Комментарий (1)

  • Beginer Reply

    Основная причина низкой степени пертинентности это неумение пользователя четко сформулировать свой запрос. Чтобы ожидания пользователя и результаты поиска были максимально близки — все поисковые системы используют методы так называемого глубинного (интеллектуального) анализа текстов.

    14.03.2016 at 11:23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *