Что такое киберсквоттинг?

Киберсквоттинг — термин, означающий покупку или регистрацию доменных имен, которые в перспективе могут иметь какую-то ценность. Обычно это имена созвучные с названиями известных (или не очень) торговых марок, или просто красивые имена, которые легко запомнить. Делается это для перепродажи в будущем. Считается одним из самых простых и популярных методов манимейкинга.

История термина

Первые киберсквоттеры появились еще в конце 20-го века. Тогда доменные имена регистрировались бесплатно, и предвидя большой спрос на интересные имена, первые киберсквоттеры стали регистрировать такие названия. Впоследствии такая практика появилась и в России. Отечественных киберсквоттеров стали называть хапперами.

Сейчас в интернете существует около 200 млн имен, из которых 40-45% не используются по назначению. Эти имена зарегистрированы на физических и юридических лиц, однако используются только как объекты для продажи.

Какие существуют виды киберсквоттинга

Различают следующие виды киберсквоттинга (в зависимости от качества зарегистрированных и продающихся доменных имен):

  • Продажа имен длиной 2-4 символа. Сейчас в популярных зонах уже невозможно зарегистрировать короткое имя, поэтому имена длиной 2-4 символа относятся к премиуму-сегменту, а стоимость покупки такого имени может достигать миллионов долларов.
  • Именной киберсквоттинг. Этот вид заключается в регистрации имен, созвучных с именами и фамилиями популярных людей. Достаточно часто такие доменные имена регистрируют с криминальными целями, например для вымогательства или шантажа того человека, чье имя используется. Кроме того, даже если такой домен не продается, он все равно приносит деньги, так посещаемость сайтов, носящих имена знаменитостей, достаточно высока. Поэтому заработать можно и другими способами, например, на рекламе. Однако есть прецеденты, когда личность, чью имя использовано, регистрирует свое имя как торговую марку. Это позволяет отсудить домен и поставить запрет на его незаконное использование. Мадонна, Леди Гага и множество других звезд поступили именно таким образом, защищая свое доброе имя.
  • Брендовый киберсквоттинг. Этот вид аналогичен предыдущему, с той разницей, что регистрируются и перепродаются доменные имена, созвучные или похожие на названия компаний, фирм, брендов, торговых марок. Однако в таких случаях возможность отсудить домен, для компании, чьё название неправомерно использовалось, достаточно велика. Многие компании поступают таким образом. Однако есть и обратные примеры, когда некоторые домены всё-таки продавались, причем с переплатой во много раз, без попыток отсудить их.
  • Отраслевой киберсквоттинг. Это продажа доменов, в которых содержаться различные общеупотребительные слова из разных сфер деятельности человека. В данном случае невозможно нарушить чьи-то права, а популярностью такие названия пользуются. Например, video.fr, seo.com и другие.
  • Киберсквоттинг по географическому принципу. В данном случае предметом регистрации являются домены, содержащие географические названия. Например, названия городов, стран, континентов. Особенно популярны доменные имена, созвучные с названиями популярных туристических направлений. Такие домены гарантируют высокую посещаемость, а, следовательно, и высокий доход от рекламы. Такжесуществуете практика продажи «географических» доменов администрации соответствующих объектов. Например, домен sochi.info был продан городской администрации города Сочи незадолго до олимпиады.
    При этом, судебные споры, связанные с доменами этого типа гораздо более редки, по сравнению с брендовыми или именными. Интересно то, что в данном случае решение чаще выносится в пользу киберсквоттеров.
  • Тайпсквоттинг. Название данного типа происходит от английского «type» — печатать, и как понятно из названия, подобные домены представляют собой популярные адреса, написанные с опечатками. Идея в том, что если человек, вводя адрес страницы, делает ошибку, то он попадает не на ту страницу, которую ищет, а на другую, на которой, например может быть размещена реклама. Для популярных страниц адреса с популярными опечатками могут иметь неплохой трафик, что позволяет немало зарабатывать. Кроме того, такие домены достаточно часто используют для фишинга — подмены доменного имени с криминальными целями. Особой популярностью такие домены не пользуются, так как владелец «оригинального» сайта легко может добиться запрета использования домена с ошибкой через суд.
  • Защитный киберсквоттинг. Это регистрация владельцем какого-либо сайта любых других доменов, связанных с основным по смыслу. Это могут быть имена с ошибкой, созвучные, имеющие противоположный смысл, в общем, любые имена, которые могут быть использованы киберсквоттерами. Цель таких действий — опередить киберсквоттеров, защититься от возможных неправомерных действий. В принципе, данные действия не попадают под определение «киберсквоттинг», но исторически сложилась такая классификация.
  • Бит-сквоттинг. Это регистрация доменных имен, которые при записи в двоичной системе могут отличаться на один бит от имен популярных ресурсов. Этот метод заработка также основан на ошибках, но теперь не на ошибках людей, а на ошибках DNS-серверов.

Особенности киберсквоттинга

Понятно, что для получения приемлемой прибыли, киберскоттерам необходимо придерживаться определенной стратегии. Самыми распространёнными из них считаются следующие:

  • Отслеживание статистики запросов в поисковых системах. Это позволяет увидеть всплеск интереса к тем или иным темам, и зарегистрировать домены, содержащие популярные слова и словосочетания.
  • Мониторинг новостей. При появлении новостей по тем или иным темам, киберсквоттеры регистрируют домены, соответствующие этим темам. Например, при слиянии двух компаний, можно зарегистрировать домены, содержащие в разных сочетаниях названия обеих компаний.
  • Отслеживание перспективных доменов. Достаточно часто случаются ситуации, когда владелец интересного домена забывает продлить регистрацию имени, и в этот период можно перекупить домен. Также при появлении новых доменов в самых интересных зонах, можно начать регистрировать эти же имена в зонах попроще, в надежде на возможный спрос.

Защита от киберсквоттинга

Методов борьбы существует не очень много. Обычно это предварительная, заблаговременная регистрация доменов, которые в дальнейшем могут быть использованы киберсквоттерами для перепродажи или ведения противоправной деятельности. Это уже упоминавшийся защитный кибесквоттинг, защита коммерческой тайны о планируемых новых товарах или изменениях в деятельности компании, регистрация брендов заблаговременно, порой даже до начала их разработки.

Если же домены уже перехвачены киберскоттерами, то остаётся борьба в суде. Обычно это доказательство незаконного использования слова, словосочетания, бренда, конечно, если они защищены законом об интеллектуальной собственности. Еще одним методом борьбы является доказательство недобросовестного использования имени домена, для этого нужно доказать, что информация, представленная на сайте, не соответствует доменному имени.

Поделитесь с друзьями

Комментарий (1)

  • Антон Reply

    Киберсквоттинг вполне нормальный вид заработка, я бы даже сказал, что в некоторой мере интеллектуальный, потому что нужно предугадать, какой именно домен будет в тренде и в цене.

    24.06.2016 at 14:15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *